ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ
Ситуация экзамена многими людьми воспринимается как стрессовая по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что в этой ситуации человек оценивается и от этой оценки зависит его успешность. Кроме этого, сама ситуация неопределённа (какой билет достанется, какую оценку получу и т.д.).
Естественной реакцией на ситуацию неопределённости является мобилизация всех сил: концентрация внимания, максимальное извлечение из памяти заученного материала, готовности к неожиданностям, умение улавливать реакцию экзаменатора, не пасовать при неудачах. Однако бывает и так, что волнение столь сильно, что человек не может сосредоточиться и ему кажется, что он ничего не помнит. Безусловно, это может помешать проявить все свои знания и способности в полном объеме.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ:
- умение владеть собой;
- знание материала;
- логика построения ответа;
- общение с преподавателем.
Многим абитуриентам приходится припоминать на экзамене забытый материал. Первая неудачная попытка припомнить не должна обескураживать Вас, необходимо предпринимать вторую, третью попытки. Можно представить себе все обстоятельства, при которых данный материал запоминался. Иногда полезно вызвать в памяти те мысли, которые были связаны с забытым материалом, и последний сам собой всплывёт.
В любом предмете есть некая суть, стержень. Всё остальное - детали, ответвления - наращивается потом. В своём ответе на экзамене надо обязательно показать знание сути, умение строить причинно-следственные связи. На это надо обратить внимание ещё при подготовке к экзамену - записывать или подчёркивать основные положения по каждой теме, вопросу, не забывая их потом повторять, чтобы память "не спутала" узнавание и воспроизведение. Когда Вы готовитесь к ответу, уже сидя на экзамене, сразу тезисно напишите основные идеи, если время на подготовку позволяет, добавьте дополнительный материал. Если при ответе Вы волнуетесь, голос дрожит, не пугайтесь, ведь это естественно на экзамене. Если Вам есть что сказать, волнение скоро пройдёт.
Важно перед экзаменом создать положительную установку на преподавателя, на экзамен. Не рассматривайте преподавателя как Вашего врага. Даже если преподаватель сидит угрюмый, это не значит, что он плохо к Вам относится. Возможно, он просто демонстрирует, так понимаемую им , беспристрастность. Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения. Безусловно, каждый абитуриент стремится подготовиться к экзаменам как можно лучше. Однако надо помнить, что перезаниматься - не менее вредно, чем подготовиться плохо. Сдавать экзамены нужно в работоспособном состоянии, а значит следует придерживаться элементарных правил гигиены умственного труда: делать своевременные перерывы в занятиях, непременно бывать на свежем воздухе, поддерживать здоровую физическую форму.
Ритмичное четырехфазное дыхание
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4–6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите
руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в
центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза (4–6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая,
нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
Четвертая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.
Дышите таким образом не более 2–3 минут.
Аутогенная тренировка (3–5 минут)
Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен».
Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе. Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжелая».
Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».
Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая». Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох. В заключении хочется сказать: экзамен - это не конец жизни, и в ней много важного и интересного. На экзамене Вы постараетесь показать знания, умение размышлять.
Но экзамен - это только точка , хотя и важная, на линии Вашей жизни, не
преувеличивайте её значение.
Успехов Вам!